Томские изобретения
Магнитоплан профессора
Вейнберга

Знаете ли вы, что такое
магнитопланы?

Поезда, которые могут парить в воздухе при помощи магнитной подушки, придуманы были в Томске! Причем еще сто лет назад! Физик Борис Вейнберг, профессор томского технологического в 1911 году сконструировал поезд на магнитной подвеске: вагончик, подвешенный под электромагнитами, начинал скользить от одного к другому и из-за отсутствия силы трения мог теоретически развивать огромную скорость до 1000 км/ч!

100 лет внимания: Popular Science Monthly, "Техника молодежи", "Популярная механика"...

Газета ТПУ "За кадры". 125 лет со дня рождения профессора ТТИ Б.П.Вейнберга

Миновало 125 лет со дня рождения замечательного русского учёного, педагога, организатора науки, писателя и общественного деятеля, доктора физики, доктора геофизики, профессора Бориса Петровича Вейнберга. В нашем вузе он работал с 1909 по 1924 год и оставил о себе не только добрую память, но и целую плеяду замечательных учеников.

Ученик великого Менделеева, его сотрудник на протяжении ряда лет, профессор Б.П.Вейнберг приехал в Томский технологический институт, чтобы занять должность заведующего кафедрой физики. В это время он был уже зрелым учёным, доктором физики, автором большого количества научных трудов. Имел он также и опыт в преподавании. По окончанию Петербургского университета он работал преподавателем в ряде средних учебных заведений, затем в Петербургском горном институте, в Новороссийском университете, в Петербургском университете и на Бестужевских Высших Женских Курсах (БВЖК).

В Томске он не только заведовал кафедрой в Томском технологическом институте, но и одновременно читал курсы лекций в Томском университете и на Сибирских высших женских курсах.

Он был энциклопедически образованным человеком, хорошо эрудированном не только в физике, но и в ряде других наук. Он обладал талантом распознавать одарённых молодых людей, был хорошим психологом и добрым педагогом.

И не случайно ряд его учеников, связанных с ним в разные годы и в разных учебных заведениях, со временем стали академиками, основателями новых направлений в науке и технике. Это будущие академики: А.А.Ферсман, геолог; Н.Н.Семёнов, академик физико-химик; В.Д.Кузнецов, академик-физик и многие другие.

Годы работы в Томском технологическом институте совпали с тяжким и для России и для русской науки временем. Это было время первой мировой войны, затем ещё более тяжёлые годы гражданской войны и революции. Только пять лет из пятнадцати, проработанных в нашем вузе, профессор Вейнберг работал в нормальных условиях.

Затем его деятельность проходила в условиях безденежья, разрухи, катаклизмов. И несмотря на это Борис Петрович в Сибири сделал очень много для обучения студентов и аспирантов, для изучения самой Сибири, для развития науки и техники в этом регионе.

В Томске он создал сибирскую школу физики твёрдого тела, которую после него возглавил и развивал далее его ученик, впоследствии академик, Владимир Дмитриевич Кузнецов.При кафедре физики он создал метеорологическую станцию. Он организовал изучение прохождения земли через хвост кометы Галлея, создал в 1910 году и лично возглавил первый в Сибири аэротехнический кружок, давший впоследствии России таких видных деятелей авиации как Камов Н.И., Миль М.Л., Валединский А.И. и многих других. На кафедре физики под руководством профессора Вейнберга в 1913 году была создана первая в мире действующая установка электрической дороги на магнитной подушке. Весть об этом облетела весь мир и в далёкий Томск хлынули делегации учёных из многих стран мира. Борис Петрович организовал, совместно с Академией наук, изучение земного магнетизма в Сибири и прилегающих местностях. Для этого он возглавлял 23 геомагнитных экспедиции, материалы которых в значительной степени обогатили русскую и мировую науку. В стенах Томского технологического института он заложил основы новой науки - гелиотехники. Одновременно профессор Вейнберг писал и публиковал большое количество фундаментальных научных трудов, которые печатались не только в России, но и ряде зарубежных стран. Только на английском, немецком, французском и итальянском языках опубликовано им более 130 работ. Он поддерживал личные связи со многими выдающимися авиаторами того времени: Братьями Райт, Блерио и другими.

Б.П.Вейнберг был крупным организатором науки. Он принимал деятельное участие в созыве и работе первого метеорологического съезда в Сибири, в создании института Изучения Сибири, где занимал должность директора и в 1923 году основал при кафедре физики ТТИ первое в Сибири научно-исследовательское учреждение при вузах края - институт прикладной физики. И это было сделано в годы разрухи, в тяжелейшие для России годы. Директором этого института был Б.П.Вейнберг. А в последующие годы этот институт, при активном содействии Вейнберга и Семёнова, был реорганизован в СФТИ. Однако в 1930 году, в период множественных реорганизаций, он был присоединён к Томскому университету. Профессор Вейнберг принимал деятельное участие и в общественных делах России. Он был членом многих научных обществ края: по чтению лекций, по изучению Сибири, и т.д.

А ещё Борис Петрович был талантливым писателем и автором многих статей и книг, напечатанных в многочисленных сибирских газетах и журналах. Талант писателя он унаследовал от своего отца Петра Исаевича Вейнберга, почётного академика Российской Академии наук по разряду изящной словесности, известного поэта и переводчика. Особый интерес представляет его научно-фантастический очерк «Человечество в 22300 году», в котором он дал прогноз развития жизни на Земле до 22300 года. Ряд изданий выдержала его книга воспоминаниями о своём учителе «Дмитрий Иванович Менделеев как лектор».

По последним средам каждого месяца вечером в квартире Бориса Петровича собирались за круглым столом писатели, поэты, журналисты Томска и обсуждали новые произведения, делились своими мыслями и впечатлениями. Бывал там завсегдатаем и начинающий писатель Вячеслав Шишков. Путь в большую литературу начался у него с гостиной Вейнберга, со встреч со многими деятелями культуры, которые там собирались.

После перехода на службу в Ленинград профессор Вейнберг сохранял с Томским технологическим постоянную связь, которую поддерживал до конца своей жизни.

Два сына у него погибли на войнах. Третий, самый младший - Всеволод Борисович - стал крупным учёным в области волоконной оптики, доктором технических наук, Лауреатом Государственной премии, профессором. Скончался в начале семидесятых и похоронен в Ленинграде.

Сам Борис Петрович и его жена погибли во время блокады в Ленинграде от голода. Последней работой учёного была консультация сооружения ледовой дороги через Ладогу. Профессор Вейнберг был крупнейшим знатоком льда, его становления и качества. За эту работу он ещё в 1906 году получил степень доктора наук и одновременно Ломоносовскую медаль Академии наук.

В памяти своих учеников и коллег он остался простым и добрым человеком, готовым прийти на помощь каждому, нуждающемуся в ней, крупнейшим учёным, талантливым литератором и обаятельным человеком. Сведения о трудах и жизни Бориса Петровича Вейнберга можно найти почти во всех энциклопедиях мира.

Томские политехники гордятся тем, что в стенах их вуза полтора десятка лет плодотворно работал этот замечательны ученый.

И. Лозовский
Газета ТПУ 
"За кадры" №19 (2958) 09 декабря 1996 г.

Вернуться в раздел