Томские изобретения
Магнитоплан профессора
Вейнберга

Знаете ли вы, что такое
магнитопланы?

Поезда, которые могут парить в воздухе при помощи магнитной подушки, придуманы были в Томске! Причем еще сто лет назад! Физик Борис Вейнберг, профессор томского технологического в 1911 году сконструировал поезд на магнитной подвеске: вагончик, подвешенный под электромагнитами, начинал скользить от одного к другому и из-за отсутствия силы трения мог теоретически развивать огромную скорость до 1000 км/ч!

Томские изобретения. Идея 1: Магнитоплан профессора Вейнберга

За 10 с небольшим лет новый район депрессивного, постиндустриального Лилля, спроектированный в начале 90-х годов ХХ века известным архитектором-урбанистом Ремом Коолхаасом, превратился в третий по величине деловой район во Франции. Произошло это благодаря тому, что Euralille (так назвали это место) стал железнодорожным узлом высокоскоростной железной дороги TGV, связывающей Брюссель, Амстердам и Лондон.

А в тех городах Японии, где 50 лет назад были построены станции высокоскоростной железной дороги «Синкансэн», с 1975 г.  количество населения росло практически втрое быстрее, чем в среднем по стране. Почти вдвое - число компаний, зарегистрированных рядом с этими станциями, а рост поступлений в бюджеты городов рядом с «Синкансен», составил около 155% (тогда как в среднем по стране он был равен 110%).

Историй о том, как влияет на развитие города его транспортная доступность, множество. Одна из них есть в истории старинного Томска, заложенного в 1604 г. казаками Ермака в Западной Сибири, на 85-м меридиане - в географическом центре Евразии. На рубеже ХIХ-ХХ в.в. этот город, крупнейший на тот момент университетский и торговый центр Сибири, обошли при строительстве Транссиба, самой большой железной дороги в мире.

Но удивительным образом, именно в то время, когда город начал пожинать первые плоды своей отрезанности от главной магистрали, именно там был создан первый прототип дороги будущего. 

Модель поезда в лаборатории

В 1911 - 1913 годах в Томском технологическом институте блестящий ученый Борис Вейнберг в физической лаборатории вуза создал и испытал модель вакуумного поезда на электромагнитном подвесе. Разработка получила мировую известность – Вейнбергу рукоплескали в Петербурге, в США, о ней писали статьи, а американские документалисты даже сняли фильм о сибирском «магнитоплане».

Страница из журнала Popular Science Monthly, 1910-е г.г.

Похожие опыты в те же годы проводил француз Эмиль Башле, но увы - и его детище, и работа Вейнберга опередили свое время. И если Башеле повезло остаться в истории, то Вейнберг оказался явно недооценен потомками – о его модели вакуумного поезда сегодня знают немногие. Определенно, этот пробел стоит заполнить –  то, что сделал сто лет назад профессор Томского технологического института, может завтра изменить жизнь человечества.

Необходимость перехода на высокоскоростной наземный транспорт, как безопасную, экономичную, экологичную и комфортную замену традиционным авиа и авто обсуждается сегодня во всем мире. Пока речь идет, главным образом, о железнодорожных системах, аналогичных европейской TGV или японской «Синкансэн», развивающих до 300 км./час. Наиболее востребованным и эффективным такой способ передвижения принято считать при  расстояниях в 400-800 км. 

Вакуумные поезда на электромагнитных подвесах до сих пор имеют флер «фантастических проектов». Тем не менее, с 70-х годов ХХ века разработки маглевов (маглев – сокращение от «магнитная левитация», одно из наиболее частых названий такого транспорта) идут. Впереди здесь традиционно, Германия – ее ThyssenKrupp Transrapid GmbH начинала еще в далеком 1934-м, отталкиваясь от идей Германа Кемпера, немецкого коллеги Вейнберга и Башле. Имеющая опыт строительства и эксплуатации высокоскоростной, хоть и железнодорожной, «Синкансэн» Япония также постепенно осваивает тему маглевов – магнитная ветка, которая соединит Токио и Нагою, превысит 500 км. 

Маглевы по-прежнему считаются слишком дорогим и экзотическим удовольствием – но так ли это на деле? Стоимость 1 км московского метро в 2008-2010 г. колебалась от $ 115,5 млн. до $ 231 млн., автодорожные проекты – от $ 49,5 млн. до $  158,4 млн. за километр. Стоимость строительства 30 километров одного из последних реализованных и ныне работающих маглевов в мире – Шанхайского - в 2001-2003 г.г. составила 10 млрд. юаней (чуть более $ 40 млн. за километр).

Попытку изменить общественное мнение предпринял в этом году американский разработчик системы вакуумного поезда  Дэрил Остер со своими компаньонами. Его Evacuated Tube Transport (ETT), опирающийся на идеи Вейнберга, в перспективе готов развивать от 800 до 6 500 км/ час. Проект может стать реальностью, в случае если мировая общественность поддержит инициативу разработчиков – стать совладельцем и соинвестором будущей системы можно, купив лицензию за $ 100. Пока их продано 60 штук – но как знать, что впереди у амбициозного проекта? Спрос рождает предложение – и он, несомненно, уже есть. Так, в 2009 г. Пенсильвания подала заявку в администрацию Обамы на строительство маглева до аэропорта Питтсбурга.

Безусловно, изобретение профессора Томского технологического института может существенно перевернуть жизнь и там, где появилось на свет – в Сибири. Ведь если отвлечься от фантастических 6 с половиной тысяч км. в час Остера и вспомнить вполне реальные 800 км/час Вейнберга, то можно представить, как изменится активность на трети самой территориально большой страны в мире.

Связав Транссибом 2.0 - высокоскоростной веткой маглева - крупные города: Новосибирск, Красноярск, Омск, Кемерово, Иркутск, Барнаул, Читу, и, конечно же, Томск, можно создать небывалые до этого условия для развития всего региона.