Создание первого в Сибири аэротехнического кружка: "Блерио", письма братьям Райт, Камов и Миль
9 октября 1910 г. в г.Томске было волнительно - ожидалась демонстрация полета авиатором Григорашвили. Профессор Томского технологического института Борис Петрович Вейнберг был в числе приглашенных - на билете значилось: "Почётный билет на полёт авиатора М.Л.Григорашвили господину Вейнбергу Б.П. (без права передачи). Место для 1 персоны".
Авиатор Михаил Григорашвили, на тот момент еще студент Института инженеров путей сообщения имени императора Александра I в Санкт-Петербурге, уже имел за плечами опыт организации кружка по воздухоплаванию в институте, редактирования институтского же журнала «Аэромобиль» и создания знаменитого Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК). Буквально через несколько месяцев после выступления в Томске красавец Григорашвили по решению руководства аэроклуба отправится во Францию, в летную школу Пишофа, где летом 1911 года получит международное пилотское свидетельство («Бреве» 577), став одним из первых летчиков Российской империи.
Авиатор Михаил Григорашвили, послед отъезда из СССР - Майкл Грегор, основатель канадского авиастроения
А в далеком Томске кипучую деятельность развивает уже знакомый нам Борис Вейнберг, фанат воздухоплавания и будущий пионер сибирского авиастроения. Тридцативосьмилетний физик, как и многие его современники, заболевший мечтой о небе, не успев прибыть в 1909 году в Томск, объединившись с коллегами - профессорами В.П. Алексеевым и В. Л. Малеевым предлагает создать в технологическом институте - будущем политехническом университете - кафедру воздухоплавания. Прошение разрешить открыть новую кафедру отправляется в профильное Министерство - народного просвещения.
Одновременно инициативная группа обращается в Томскую городскую Думу с просьбой выделить участок для устройства аэротехнической лаборатории и аэродрома - просьбу удовлетворяют, выделив муниципальную землю на окраине города.
Томская городская управа и Дума
А из столицы приходит отказ - Министерство ссылается на недостаток средств в бюджете и идея с кафедрой погибает на корню. Но трудности не останавливают - и в 1910 году томичи с подачи Вейнберга создают второй в России (первый был организован в Москве отцом русской авиации Н. Е. Жуковским) аэротехнический кружок.
Во внеурочное время и на личные средства преподаватели и студенты занимаются изучением теории воздухоплавания, чтобы затем приступить к созданию летательных аппаратов собственной конструкции. - сначала воздушных змеев, затем планеров. В феврале 1911 года двухместный летательный аппарат впервые поднимается в небо над Лагерным садом Томска - это первый летательный аппарат тяжелее воздуха, сделанный в Сибири. Кстати, именно в этом кружке начинал будущая звезда отечественной авиации - Н.Камов, а его будущий заместитель Михаил Миль в двенадцатилетнем возрасте - в 1921 г. - сделал модель самолёта, которая победила на конкурсе в Томске.
Почетный же билет на полет Григорашвили в Томске хранится сегодня в архиве Бориса Вейнберга у его внучки, Галины Островской в Санкт-Петербурге.
Архив Бориса Вейнберга в Санкт-Петербурге
Еще один документ этого архива - афиша аэровечера, в которой указывается, что ответственными распорядителями являются Б.П.Вейнберг и В.Л.Малеев. На этом вечере Борис Петрович читал стихотворение энтузиаста полётов Н.А.Морозова, звучал аэрогимн на мотив "gaudeamus".
В музее истории ТПУ
А в музейном комплексе ТПУ хранится альбом, который Борис Вейнберг собирал с кружковцами - вырезки из газет, открытки - все, что связано с авицацией. Поддерживал Вейнберг и контакты с зарубежными авиаторами - знаменитыми братьями Райт, Блерио и другими.